Все мы иногда мечтаем о том, чтобы оказаться в прошлом. Пообщаться с любимыми художниками и писателями, понять, чем жили люди в то время, о чем думали, чем вдохновлялись и как проводили свои дни. Давайте сегодня окунемся в блестящий век джаза! Хочу, чтобы вы полюбили его так же, как люблю его я. Когда как не знойными летними вечерами особенно сильно хочется перенестись на пляжи Французской Ривьеры и волшебные террасы парижских кафе?
Эрнест Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»
«Праздник» — сборник автобиографических рассказов писателя о его жизни в Париже двадцатых годов. В то время молодая семья Хемингуэев только переехала во Францию, была бедной и неприлично счастливой. К счастью или к сожалению, в рассказах вы не увидите исключительно романтические описания Парижа. Он предстанет перед вами настоящим. Грязным, холодным, пьяным, на границе бедности и богатства. Но ведь мы так часто влюбляемся именно в недостатки, правда?
Произведение пропитано любовью Хемингуэя к городу, поэтому Париж тоже становится главным героем. После прочтения вам будет казаться, что вы знаете каждый сантиметр набережной Сены, чувствуете запах свежеиспеченных круассанов из кафе на улице Сен-Пер и уж точно выпили не один бокал вина с великолепными людьми — Гертрудой Стайн, Фицджеральдами, Досом Пассосом, Джеймсом Джойсом и многими другими. Именно они сделали город таким, каким его полюбил писатель. А вместе с ним — полюбите и вы. И будете тоже ностальгировать, читая рассказ за рассказом.
Современное издание произведения было подготовлено Шоном Хемингуэем, внуком писателя, и выпущено в 2009 году (первое было опубликовано Мэри Уэлш, последней женой Хемингуэя, в 1964). Шон поменял местами порядок глав (расставил их так, как намеревался Хемингуэй), убрал финал, добавил несколько ранее неизвестных очерков, а предисловие к новому изданию написал сын Хемингуэя — Патрик Хемингуэй. А ещё в издании есть личные фотографии писателя и копии его рукописей. Представляете, какое погружение в жизнь Эрнеста и людей, его окружавших?
Ну и цитата, чтобы, как всегда, вас заинтриговать:
Но Париж очень старый город, а мы были молоды, и все там было не просто – и бедность, и неожиданное богатство, и лунный свет, и справедливость или зло, и дыхание той, что лежала рядом с тобой в лунном свете.
Пола Маклейн «Парижская жена»
В июньской подборке книг я уже советовала взглянуть на жизнь писателей со стороны их жен. Сегодня советую снова. Только теперь мы посмотрим на Хемингуэя. Глазами его первой жены Хэдли Ричардсон (а у Эрнеста их было четыре, на минуточку!). Полу Маклейн на написание романа вдохновило прочтение вышеупомянутого «Праздника». И она создала прекрасное произведение, основанное на личных переписках писателя и воспоминаниях его друзей.
Писательница изобразила Хемингуэя таким, каким он был в начале своего пути. Юным, ранимым, полным сомнений и идей. Показала его глазами влюбленной в него женщины. И так тонко передала чувства и мысли самой Хэдли! Эту безумную любовь, страх за будущее, нарастающую тревогу, предчувствие беды и сильное нежелание расставаться с прошлым.
Конечно, читатель снова встречает уже знакомых представителей парижской богемы века джаза. Путешествует с ними в Альпы, загорает на пляжах Франции и смотрит корриду в Мадриде. А также узнает, как Хемингуэй приходит к своему первому роману «И восходит солнце», героями которого стали все друзья семьи, но о Хэдли не было ни слова. Пола Маклейн исправила данное недоразумение и показала нам не просто «парижскую жену», а ту, кто верила в Эрнеста Хемингуэя, когда ещё никто не верил.
Хэдли знала, что главным было то, что чувствовали и знали они:
Иногда мне неприятно думать, что для тех, кто с интересом следит за его жизнью, я навсегда останусь всего лишь первой — парижской — женой. Но, наверное, во мне говорит просто тщеславие — желание выделиться в длинной череде женщин. На самом деле, разве важно, что видят другие? Мы сами знаем, что у нас было и что это значит для нас, и хотя с тех пор утекло много воды, ничего подобного тем годам в послевоенном Париже не было ни у меня, ни у него.
Ф. С. Фицджеральд «Ночь нежна»
Ну и напоследок, Фицджеральд. В этой подборке без него никак. Ведь именно Скотт ввел в употребление термин «век джаза». И его «Великий Гэтсби» — лучшее изображение данного периода в литературе. Если вы не читали роман, то точно смотрели, как Ди Каприо поднимает бокал, а женщины в ярких платьях танцуют под «A little party never killed nobody». Но в моем личном списке (вы же помните, что он не обязательно должен совпасть с вашим) «Ночь нежна» стоит на первом месте.
Роман рассказывает о молодом психиатре Дике Дайвере, который влюбляется в свою пациентку Николь. Она выздоравливает, они женятся, переезжают в свой особняк на Французской Ривьере, принимают гостей и ведут внешне идеальную семейную жизнь. Но однажды в их жизнь приходит молодая актриса Розмэри, чье появление всё меняет.
Это отчасти автобиографический роман об отношениях Скотта и Зельды. Только теперь написанный со стороны писателя, а не со стороны его жены, как в романе Терезы Энн Фаулер. И тут уже Зельда (в лице Николь) изображается разрушительной, психически нездоровой женщиной, которая изменила жизнь Скотта.
Глубокий, проникновенный роман. Хемингуэй (да, мы о нем много сегодня говорим) утверждал, что это лучшее произведение Фицджеральда. А я его в этом поддерживаю. Вы тоже почитайте. А вдруг окажетесь в нашей с Эрнестом компании?
Ныряйте в атмосферу века джаза, проживите с писателями и героями их произведений это очаровательное время. Но не забывайте наслаждаться своим! Ведь однажды будут читать книги о начале двадцать первого века и завидовать нам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Автор: Инна Железняк